Интернет — как это было1961 год, США, министерство обороны этой страны поручает компании Advenced Research Agensy приступить к выполнению проекта, цель которого — создание экспериментальной сети, данная сеть получила название — ARPANET Далее... |
автомодельное течение
АВТОМОДЕЛЬНОЕ ТЕЧЕНИЕ - течение
жидкости (газа), к-рое остаётся механически подобным самому себе при изменении
одного или неск. параметров, определяющих это течение. В механически подобных
явлениях наряду с пропорциональностью геом. размеров соблюдается пропорциональность
механич. величин - скоростей, давлений, сил и т. д. (см. Подобия теория).
А. т.- частный случай течения жидкости (газа), когда общая задача гидроаэромеханики сводится к системе безразмерных обыкновенных дифференц. ур-ний и граничных условий, зависящих от одной надлежащим образом выбранной безразмерной независимой переменной. Благодаря этому задача расчёта течения упрощается, и удаётся получить её численное, а в ряде случаев и аналитич. решение.
Так, при обтекании бесконечного конуса
сверхзвуковым равномерным потоком идеального газа (рис. 1) нельзя выделить характерный
линейный размер, поэтому при растяжении или сжатии картины течения относительно
вершины конуса О в произвольное число раз картина не изменяется, т. е.
остаётся подобной самой себе.
Рис. 1. Обтекание бесконечного конуса равномерным сверхзвуковым потоком идеального газа; OS - коническая ударная волна, аа - линия тока.
Все безразмерные характеристики течения
- относит. скорости, давления и т. д. зависят от одной независимой геом. переменной
- полярного угла .
Обтекание конуса описывается системой из двух ур-ний -с граничными условиями
на поверхности конуса и на присоединённой конич. ударной волне:
Здесь , - составляющие относит. скорости в полярной системе координат - отношение уд. теплоёмкостей.
А. т. в ламинарном пограничном слое существуют лишь при нек-рых спец. законах изменения скорости U вне пограничного слоя, в частности при постоянной скорости U=const (пограничный слой на продольно обтекаемой бесконечной плоской пластине). Т. к. в рассматриваемом течении нет к--л. характерной длины, то профили скорости в автомодельном пограничном слое в разл. поперечных сечениях x=const подобны друг другу и в безразмерных переменных представляются универсальной ф-цией , где у - расстояние по нормали к пластине, - толщина пограничного слоя.
Безразмерная ф-ция тока
в автомодельном пограничном слое удовлетворяет обыкновенному дифференц. ур-нию
с граничными условиями f=0, f '= 0 при
и f '= 1 при .
Здесь - нек-рые
постоянные, a h
- безразмерная автомодельная переменная, пропорциональная .
Аналогичные А. т. возможны и в пограничном слое, возникающем при свободной (естественной)
конвекции.
Рис. 2. Схема свободной турбулентной струи: О - полюс, I - сопло, m - т - сечение среза сопла, п - п - конец начального участка, KL - граница струи, - сходственные точки на профилях скорости.
А. т. возникает и в осн. участке турбулентной
свободной струи (рис. 2), вытекающей из плоского или круглого сопла в неподвижную
среду, т. к. в сходственных точках любых двух поперечных сечений безразмерные
величины скорости (темп-ры, концентрации) одинаковы.
Для нестационарных А. т. состояние течения в нек-рый момент времени t, характеризуемое распределением давлений, скоростей, темп-р в пространстве, механически подобно состоянию течения при любом др. значении t. Такие течения образуются, напр., в случае сильного взрыва, а также при распространении в горючей смеси фронта пламени или детонации. В случае сферич. симметрии взрыв (поджигание смеси) происходит в точке, в случае цилиндрич. симметрии - вдоль прямой, а в случае плоских волн - вдоль плоскости. Если в момент t=0 мгновенно выделяется конечная энергия Е0 а нач. плотность газовой среды равна , то введение безразмерной автомодельной переменной (где r - расстояние от места взрыва, -для сферич. волн, - для цилиндрических и -для плоских) позволяет свести задачу определения безразмерных давлений, скоростей, темп-р за взрывной (ударной) волной к решению системы обыкновенных дифференц. ур-ний с автомодельными граничными условиями на ударной волне.
В широком смысле под автомодельностью течения иногда понимают независимость безразмерных параметров, характеризующих течение, от подобия критериев. Так, коэфф. лобового аародинамич. сопротивления Сx (см. Аэродинамические коэффициенты)можно считать автомодельным по Маха числу М или Рейнольдса числу Re, если в нек-ром диапазоне их изменения Сх от них не зависит. Автомодельность коэфф. Сх по М и Re существует для большинства тел, обтекаемых газом, при больших М (М>8)или достаточно больших Re (Re>107).
Лит.: Седов Л. И., Методы подобия и размерности в механике, 9 изд., М., 1981; Xейз У--Д., Пробстин Р--Ф., Теория гиперзвуковых течений, пер. с англ., М., 1962; Шлихтинг Г., Теория пограничного слоя, М., 1974.
С. Л. Вишневецкий.