Стартовая Предметный указатель Новости науки и техники
Новости науки и техники
ЧТО ЖЕ В «ПОЧТОВОМ ЯЩИКЕ»?
Поиск внеземного разума обычно связан с обзором небесной сферы и попытками обнаружить радиосигнал, посланный иными цивилизациями. Однако, пересекая космическое пространство, радиоволны ослабевают. Чтобы послать к звездам что-то более существенное, чем просто сигнал, необходима антенна размером с Землю. Далее...

аэродинамические коэффициенты

АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ - безразмерные величины, характеризующие аэродинамические силу и момент, действующие на тело, движущееся в жидкой или газообразной среде. В аэродинамике цель моделирования - определение А. к. при испытании в аэродинамических трубах и др. эксперим. установках моделей, геометрически подобных натурным объектам. Если в модельных и натурных условиях критерии аэродинамич. подобия (Маха число M, Рейнольдса число Re, Струхаля число Sh и др.) одинаковы, а также соблюдается кинематич. подобие, то значения А. к. модели и натуры будут равны. А. к., как и их проекции на оси координат, не зависят от размерных физ. свойств среды и размеров тела, а зависят лишь от его формы, ориентации и безразмерных критериев аэродинамич. подобия, отношения уд. теплоёмкостей среды 111999-33.jpg и др. Это позволяет определять нагрузки, действующие на натурный объект, по результатам модельных исследований. А. к. CRA аэродинамич. силы RA и m аэродинамич. момента M соответственно равны:

111999-34.jpg

где111999-35.jpg -скоростной напор или динамич. давление,111999-36.jpg- плотность среды, в к-рой происходит движение; 111999-37.jpg - скорость движения тела (или скорость невозмущённого набегающего потока в аэродинамич. трубе); S, l - характерные площадь и линейный размер обтекаемого тела. Проекции аэродинамич. силы и момента на оси скоростной и связанной систем координат соответственно (см. рис. 1, 2 к ст. Аэродинамические сила и момент), отнесённые к скоростному напору и геом. параметрам S и l, определяют значения А. к. лобового сопротивления 111999-38.jpg, аэродинамич. подъёмной силы 111999-39.jpg , аэродинамич. боковой силы 111999-40.jpg, коэф. аэродинамич. моментов крена 111999-41.jpg , рыскания 111999-42.jpg и тангажа 111999-43.jpg(всё в скоростной системе координат). В связанной системе аналогично определяются А. к. продольной111999-44.jpg нормальной 111999-45.jpg, поперечной 111999-46.jpg сил и соответствующих моментов 111999-47.jpg. Величины 111999-48.jpg и 111999-49.jpg считаются положительными, когда направлены противоположно оси 111999-50.jpg, остальные составляющие А. к. силы и момента положительны, когда их вектор направлен по соответствующей оси.

Выбор характерных геом. параметров (S, l), к к-рым принято относить силы и моменты, производится для разных летат. аппаратов разл. способами.

111999-51.jpg

Рис. 1. Зависимость 111999-52.jpg от угла атаки111999-53.jpg

111999-54.jpg

Рис. 2. Зависимость 111999-55.jpg от угла атаки111999-56.jpg

111999-57.jpg

Рис. 3. Зависимость 111999-58.jpg от угла атаки111999-59.jpg

Для самолёта S - площадь крыла в плане, включая подфюзе-ляжную часть. Для снарядов баллистич. ракет и слабооперенных летат. аппаратов - это площадь миделевого сечения, т. е. площадь наибольшего поперечного сечения корпуса (фюзеляжа). При определении 111999-60.jpg и 111999-61.jpg самолёта в качестве l принимается размах крыла, а для 111999-62.jpg - его ср. аэродинамич. хорда. В ракетостроении в качестве l используется длина ракеты. А. к. тела заданной конфигурации при фиксированных значениях критериев аэродинамич. подобия и установившемся (стационарном) движении зависят от его ориентации к потоку (от углов атаки111999-63.jpg, скольжения111999-64.jpg и крена111999-65.jpg, рис. 1, 2).

При неустановившемся движении А. к. зависят также от величин, характеризующих ускорение тела и угловую скорость его вращения. Поскольку момент 111999-66.jpg измеряется относительно принятого центра масс летат. аппарата, по виду зависимости 111999-67.jpg (рис. 3), напр., можно судить о продольной статич. устойчивости аппарата. Зависимость 1 соответствует статически устойчивому аппарату, т. к. при отклонении от т. н. балансировочного угла атаки а, к-рому соответствует 111999-68.jpg=0, возникает момент, возвращающий аппарат в прежнее положение, а кривая 2 - статически неустойчивому, поскольку действует момент, увеличивающий возникшее отклонение от балансировочного угла атаки. А. к. зависят также от чисел 111999-69.jpg . Начало возрастания и максимум зависимости 111999-70.jpg (M)(рис. 4) связаны с переходом скорости полёта через скорость звука (М=1) или с т. н. волновым кризисом. Немонотонность в ср. части зависимости111999-71.jpg от Re (рис. 5) связана с переходом от ламинарного режима обтекания к турбулентному.

Значения А. к. необходимы для определения основных лётных характеристик объекта - его сопротивления и подъёмной силы, а также для расчёта его устойчивости и управляемости.

111999-72.jpg

Рис. 4. Зависимость 111999-73.jpg 111999-74.jpg от числа M.

111999-75.jpg

Рис. 5. Зависимость 111999-76.jpg от числа Re.

Осн. метод определения А. к. сложных по форме тел-эксперименты на моделях и натурных объектах, хотя расчётно-теоретич. методы с использованием ЭВМ получают всё большее развитие и позволяют решать всё более сложные задачи аэродинамики.

Лит.: Фабрикант H. Я., Аэродинамика, M., 1964; Аржаников H. С., Мальцев В. H., Аэродинамика, M., 1952; Аржаников H. С., Садекова Г. С., Аэродинамика больших скоростей, M., 1965. Ю. А. Рыжов.

  Предметный указатель