| НАНОТЕХНОЛОГИИ И СЕНСОРЫАмериканские ученые создали новый вид имплантируемого сенсора для мониторинга содержания глюкозы в крови. Устройство вводится под кожу и фиксирует изменения в составе крови в режиме реального времени. Далее... | 
 | 
аэродинамическое сопротивление
 АЭРОДИНАМИЧЕСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ (лобовое 
  сопротивление) - составляющая аэродинамич. силы RA, с к-рой 
  газ (воздух) действует на движущееся в нём тело (см. Аэродинамические сила 
  и момент). Возникает вследствие необратимого перехода кинетич. энергии тела 
  в тепловую. А. с.- одна из важнейших аэродинамич. характеристик летат. аппарата, 
  определяющих его лётно-техн. данные, в частности требуемую тягу двигат. установки. 
  Оно зависит от формы и размеров тела, его ориентации к направлению движения 
  (или к скорости набегающего потока), от скорости движения, а также от свойств 
  и состояния среды, в которой движется тело.
 Характеризуется А. с. безразмерным коэф. 
  Сха (см. Аэродинамические коэффициенты ).А. с. является 
  суммой проекций на ось  распределённых по поверхности тела нагрузок, направленных по нормали (давление) 
  и касательной (вязкое трение) к этой поверхности. Рассеяние кинетич. энергии 
  и превращение её в тепловую происходит посредством образования вихрей, ударных 
  волн, аэродинамического нагрева поверхности.
 
  распределённых по поверхности тела нагрузок, направленных по нормали (давление) 
  и касательной (вязкое трение) к этой поверхности. Рассеяние кинетич. энергии 
  и превращение её в тепловую происходит посредством образования вихрей, ударных 
  волн, аэродинамического нагрева поверхности.
 В идеальной, несжимаемой жидкости вихреобразо-вание 
  и образование ударных волн невозможно, а поэтому, теоретически, не возникает 
  и А. с. (см. Д' Аламбера-Эйлера 
  парадокс). Наличие вязкости в реальных средах приводит к А. с. трения, а 
  также к отрыву потока от тела, влияющему на распределение давления по поверхности 
  тела. Возникновение ударных волн изменяет величину и распределение давления 
  по поверхности тела, а также сказывается на сопротивлении трения (напр., стимулирует 
  переход от ламинарного течения к турбулентному). T. о., А. с. тела формируется 
  в сложном взаимодействии перечисленных явлений, и вклад этих явлений в создание 
  А. с. различен.
 При дозвуковом течении осн. вклад в 
  А. с. вносят сопротивление трения и отрыв потока с вихреобразованием, причём 
  для хорошо обтекаемых тел (крылья, тонкие тела вращения при малых углах атаки 
  и скольжения) - сопротивление трения, а для плохо обтекаемых - отрыв потока, 
  вихреобразование. Режим и характер вязкого течения зависят от Рейнолъдса 
  числа Re (рис. 1).
В области дозвукового течения, когда возникают локальные зоны, где местная скорость течения достигает, а затем и превышает скорость звука, Сха быстро растёт (рис. 2).
 
 
 Рис. 1. Зависимость коэффициента 
  аэродинамического сопротивления Сха от Rе при дозвуковых 
  скоростях.
 
 
 Рис. 2. Зависимость Cxa 
  от числа М при коэффициенте подъемной силы Cya = 0. Заштрихованная 
  область - вклад волнового сопротивления, Mкр - значение числа Маха, 
  при котором начинают возникать зоны со сверхзвуковой скоростью (M > 1).
  А. с., обусловленное диссипацией кинетич. 
  энергии летящего тела в ударных волнах, 
  наз. волновым сопротивлением; оно вносит основной вклад в А. с. при больших 
  сверхзвуковых скоростях для затупленных тел (например, спускаемых аппаратов). 
  Часть А. с., связанную с созданием подъёмной силы, наз. индуктивным сопротивлением. Оно, также как и волновое, изменяет распределение давления в результате 
  вихреобразования и отрыва потока. Сопротивление при нулевой подъёмной силе (для 
  симметричного крыла - при a=0) 
  иногда наз., в отличие от индуктивного, профильным сопротивлением. Тогда коэф. 
  А. с. тела
 
 где  - коэф. сопротивления давления и трения, характеризующие профильное сопротивление,
 
  - коэф. сопротивления давления и трения, характеризующие профильное сопротивление, 
   - коэф. волнового,
 - коэф. волнового, 
   - коэф. индуктивного 
  сопротивления.
 - коэф. индуктивного 
  сопротивления.
 Осн. метод определения А. с.- аэродинамический 
  эксперимент.
 Лит.: Фабрикант H. Я., Аэродинамика, 
  M., 1964; Лойцянский Л. Г., Механика жидкости и газа, 5 изд., M., 1978; Аржаников 
  H. С., Мальцев В. H., Аэродинамика, M., 1952; Аржаников H. С., Садекова Г. С., 
  Аэродинамика больших скоростей, M., 1965.
  Ю. А. Рыжов.




 
				
 webmaster@femto.com.ua
 webmaster@femto.com.ua