Стартовая Предметный указатель Новости науки и техники
Новости науки и техники
Изучение Европы - спутника Юпитера
Американскими исследователями разрабатывается план для изучения Европы, спутника Юпитера. Именно на него будет отправлен аппарат, для поиска следов жизни или внеземного разума. Далее...

Satellite Europe

донное сопротивление

ДОННОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ - часть аэродинамического сопротивления, обусловленная понижением среднего давления рД на донной торцевой поверхности летящего тела по сравнению с давлением в атмосфере р:, господствующим на высоте полёта. Разрежение, возникающее на донной поверхности (рд:), приводит к появлению силы Д. с. Xд= (p: -pД)SД, действующей против направления скорости тела (SД - площадь проекции донной поверхности на направление, нормальное к оси тела). Возникновение Д. с. объясняется необратимым превращением части кинетич. энергии тела в теплоту при образовании за дном тела отрывного течения и вихрей, а в сверхзвуковом потоке - ещё и хвостовых ударных волн. Обтекающий летящее тело наружный поток, оторвавшись от поверхности тела, интенсивно перемешивается с воздухом, находящимся в застойной зоне за дном тела, увлекая и отсасывая часть воздуха из застойной зоны, и в ней возникает разрежение (рис.). Отсасывающее действие наружного потока зависит от толщины пограничного слоя на боковой поверхности тела перед его донным срезом: чем толще пограничный слой, тем слабее отсасывание, тем выше рД и тем меньше Д. с. Донное давление рД , и, следовательно, величина Д. с. зависят также от формы головной и гл. обр. кормовой частей тела, от скорости полёта и (в меньшей степени) от угла атаки.

005_024-39.jpg
Схема течения в донной области ракеты при сверхзвуковой скорости полёта на малой высоте. 1 - корпус ракеты: 2 - сопло двигателя; 3 - пограничный слой на корпусе; 4 - слой смешения с внешним потоком, отсасывание; 5 - слой смешения со струей, отсасывание; 6 - циркуляционное течение (вихри); 7- головная ударная волна; 8 - хвостовая ударная волна; 9 - след за телом. Д. с. артиллерийских снарядов, корпусов ракет, фюзеляжей самолётов, спускаемых в атмосфере космич. летат. аппаратов и боевых частей ракет может составлять значит. часть полного аэродинамич. сопротивления, достигающую 70% его при трансзвуковых скоростях полёта хорошо обтекаемых тел. При расположении на дне тела или вблизи донного среза сопел двигательных установок ракет струи, вытекающие из сопел, усиливают отсасывание воздуха и Д. с. возрастает. Теоретич. предельная величина Д. с. (максимальная) отвечает возникновению полного вакуума на дне тела (рд=0). На большой высоте полёта струи двигателей, сильно расширяясь, взаимодействуют с внеш. потоком вблизи днища, образуется возвратное течение в сторону днища ракеты и донное давление повышается, поэтому на большой высоте Д. с. уменьшается и может даже стать отрицательным (при рД: ). Безразмерный коэф. Д. с. сcдд/q:S, где q: =r:v2:/2, r: - плотность атмосферы на высоте полета, v: - скорость тела, S - площадь его миделевого сечения, зависит от подобия критериев - Маха числа М и Рейнолъдса числа Re. Наряду с широким применением эксперим. методов определения Д. с. успешно развиваются расчётно-теоретич. модели течения в донной области, основанные на решении полных Навье - Стокса уравнений. Разработаны эффективные численные методы расчёта на ЭВМ течений в донной области разл. тел, пригодные в нек-ром ограниченном диапазоне изменения М и Re. Лит.: Краснов Н. Ф., Аэродинамика тел вращения, 2 изд., М., 1964. С. Л. Вишневецкий.

  Предметный указатель