Стартовая Предметный указатель Новости науки и техники
Новости науки и техники
Четыре способа сломать космический аппарат
Наиболее громкие катастрофы космических аппаратов, которые произошли в результате ошибок обслуживающего персонала (Ракета "Протон-М" со спутниками ГЛОНАСС, метеорологический спутник NOAA-N Prime, ракета Ariane 5, зонды "Фобос-1" и "Фобос-2". Далее...

Крушения космических аппаратов

квантовые осцилляции

КВАНТОВЫЕ ОСЦИЛЛЯЦИИ в магнитном поле - осцилляторная зависимость термодинамич. и кинетич. характеристик металлов и вырожденных полупроводников от магн. поля. К. о. обусловлены вырождением системы носителей заряда и квантованием их энергии при периодич. движении по орбитам, замкнутым в импульсном пространстве (см. Ландау уровни). Для большинства металлов фермиевский импульс электронов проводимости рF~p (а - межатомное расстояние), а длина их волн де Бройля l~а, и в реально достижимых полях с магн. индукцией В ~ 105-106 Гс радиус орбиты r=срF/еВ>>l. Т. к. ферми-энергия EF2F /2т, а расстояние между уровнями Ландау hwc = heB/m*c (где wс - циклотронная частота ,a m - параметр с размерностью массы и т* - эффективная масса имеют, как правило, тот же порядок величины, что и масса свободного электрона те), то hwc /EF ~ a/r<<1. Это позволяет при рассмотрении К. о. использовать квазиклассич. приближение, т. е. оперировать характеристиками энергетич. спектра электронов на уровне Ферми EF в отсутствие магн. поля. Природа осцилляции. Возникновение К. о. легко проследить на двумерной модели системы электронов, движение к-рых возможно только в плоскости, перпендикулярной магн. полю (см. Двумерные проводники ).В магн. поле электроны занимают дискретные уровни энергии Ei= (i+l/2)hwc (i=0, 1, . . .). Каждый уровень многократно вырожден, и его могут занимать rBS электронов, где r=e/2phc, S - площадь образца. Если полное число электронов Nе, то при темп-ре Т=0 К электроны расположены на n+1 ниж. уровнях, где п(В)отвечает условию:
305_324-109.jpg
так, чтобы их суммарная энергия
305_324-110.jpg
была минимальна. Решение (2) E(В) - осциллирующая ф-ция (рис. 1, а). Соответственно осциллируют все термодинамич. величины, напр. магн. момент М=-дE/дН (рис. 1, б), и кинетич. величины (см. Квантовый Холла эффект). В трёхмерном случае электроны в импульсном пространстве размещаются на n~EF/hw>1 цилиндрич. "трубках" Ландау (рис. 2). Площадь сечения трубок равна
305_324-111.jpg
Электроны занимают все состояния с импульсом plz, лежащим в пределах ферми-поверхности (рz - импульс вдоль поля В). Полное число состояний N на единицу объёма ниже энергии Ферми EF равно
305_324-112.jpg
При Т=0 К практически все характеристики металлов определяются плотностью состояний g (E
)на уровне Ферми.
305_324-113.jpg
Рис. 1. Зависимость (при Т=0
К) суммарной энергии E(а)и магнитного момента М(б)двумерного слоя электронов от магнитного поля В; цифры на оси х - число заполненных уровней Ландау, E0 - суммарная энергия электронов при В = 0.

Можно показать, что из (4) следует соотношение
305_324-114.jpg
(m*=(1/2p)дA/дE). Т.к. на экстремальных по рz сечениях поверхности Ферми дАэкстр/дpz=0, то g(EF) резко возрастает каждый раз, когда при изменении магн. поля Аi для к--л. из трубок становится равным Аэкстр, т. е. когда к--л. из трубок Ландау касается поверхности Ферми. В результате возникают К. о., периодичные по B-1 с периодом (условие Лифшица - Онсагера)

DB-1 = 2pеh/сAэкстр. (6)

При T>0 К К. о. ослабляются из-за теплового размытия уровня Ферми как ехр(-2p2kT/hwc). В реальных кристаллах электроны испытывают рассеяние на примесях, уширяющее уровни Ландау. Дислокации приводят к вариациям параметра решётки и тем самым локальным вариациям размеров поверхности Ферми и периодов К. о.
305_324-115.jpg
Рис. 2. Схема разрешённых состояний электронов проводимости в магнитном поле (при изотропном квадратичном спектре). При Т=0 К заняты все состояния на "трубках" в пределах поверхности Ферми (внутри сферы).

Это ослабляет К. о., амплитуда к-рых уменьшается как ехр(-2p2kTД/hwc), где ТД т. н. Дингла температура ,характеризующая реальный образец. При рассеянии на примесях ТД~h/t, где t - время релаксации (ср. время между двумя актами рассеяния), определяемое по электропроводности металла. На амплитуде и форме К. о. сказывается также взаимодействие спинов электронов с магн. полем (спиновое расщепление уровней Ландау), характеризуемое эфф. g-фактором. Общее выражение, связывающее К. о. термодинамич. потенциала Ф с характеристиками металла, было получено И. М. Лифшицем и А. М. Косевичем (1955):
305_324-116.jpg
Здесь V - объём образца; знак - соответствует макс. Аэкстр, + минимальному. Если на поверхности Ферми есть неск. экстремальных сечений, напр., если она состоит из неск. полостей, то Ф - сумма выражений типа (7). К. о. термодинамических величин. Наиб. изучены К. о. магн. момента M=-дФ/дН и магнитной восприимчивости c = дМ/дН (де Хааза - ван Алъфена эффект)при Т '' О К. В большом числе случаев М можно найти из (7), считая, что Н=В, т. к. М всегда мало. Амплитуда К. о. магн. восприимчивости сравнима или даже превосходит постоянную диамагн. или парамагн. восприимчивость металлов, к-рая обычно мала (~10-5-10-6 см-3). Для ряда металлов изучены осцилляции размеров (магнитострикции)порядка 10-8-10-10 см. Наблюдались К. о. темп-ры теплоизолированных образцов, скорости звука и скорости распространения магнито-плазменных волн (геликонов, альвеновских волн и т. п., см. Плазма твёрдых тел). К. о. кинетических величин, в частности сопротивления r (Шубникова - де Хааза эффект), также обусловлены К. о. плотности состояний g(EF). Сопротивление р осциллирует вместе с g(EF), при этом
305_324-117.jpg
К. о. r имеют относительно малую величину, что затрудняет их наблюдение; лишь для полуметаллов, для к-рых легко достижимы значения n~1 (см. ниже), осцилляции сопротивления имеют большую амплитуду. Наблюдаются также К. о. магнетосопротивления и др. коэф. термогальваномагн. явлений (см. Гальваномагнитные явления и др.).
305_324-118.jpg
Рис. 3. Зависимость производной магнитосопротивления дR/дB для Bi, демонстрирующая сложный гармонический состав осцилляции при hwс/2p2k (Т+ТД) >> 1. Осцилляции большей амплитуды обязаны дырочной поверхности Ферми, меньшей (увеличение в 6 раз) - электронам. Расщепление пиков связано с отличием g-фактора от целого чётного значения.

Применения. Исследование К. о.- наиб. универсальный метод определения характеристик электронного спектра металлов и вырожденных полупроводников, гл. обр. Аэкстр при разл. ориентациях В. Как правило, К. о.- суперпозиция осцилляции разного периода, связанных с разными участками поверхности Ферми (рис. 3). Условия наблюдения обычно менее благоприятны, и вместо хорошо разрешённых пиков наблюдаются сложные биения (рис. 4), фурье-анализ к-рых позволяет определить "частоты"f=1/DB-1 составляющих и, по ф-ле (6), значения Аэкстр при заданном направлении B. Достигнутая точность измерений ~10-3-10-4 (для щелочных металлов, Bi и др.), что в 10-100 раз превосходит точность измерения геом. характеристик поверхности Ферми др. методами. Зная анизотропию Аэкстр, можно восстановить форму поверхности Ферми.
305_324-119.jpg
Рис. 4. Вверху - запись осцилляции магнитного момента кристалла Ni3Al; внизу - фурье-спектр осцилляции.

Универсальность метода обусловлена тем, что К. о. можно наблюдать на несовершенных образцах, напр. при введении примесей ТД изменяется на 1-100 К на 1% примеси. Наблюдение К. о. возможно при ТД~10 К. Это позволяет, с одной стороны, в разбавленных сплавах изучать влияние примесей на поверхность Ферми и рассеяние на них, определяемое по ТД; с др. стороны, изучать интерметаллические соединения ,окислы переходных металлов и др. соединения, монокристаллы к-рых менее совершенны, чем кристаллы чистых металлов. По зависимости амплитуды К. о. от Т и В могут быть определены т* и ТД. По гармонич. составу осцилляции заданного периода при hwc/2pk(Т+ТД)/1, пользуясь (7), можно определить g-фактор электронов проводимости. Абс. измерения амплитуды М позволяют установить значение д2Аэкстр/дp2z Абс. величина магнитострикции даёт значения производных Аэкстр по компонентам тензора деформации решётки. Аналогичная информация может быть получена при исследовании К. о. в условиях деформации (всестороннего сжатия, растяжения и т. п.).
"Сильный" магнетизм. При эксперим. изучении К. о. измеряются характеристики образца, зависящие от индукции В магн. поля в образце, как ф-ции напряжённости H внеш. магн. поля. В реальных условиях относит. амплитуда К. о. M/H<<1 и В ~ H. Однако значение 4pМп/Н может оказаться большим, т. к. обычно n>>1. Аргумент при cos в (7) содержит величину 2p/BDB-1=2p(1 - 4pM/H)/HDB-1. Осциллирующая часть фазы 305_324-120.jpg становясь сравнимой с p, приводит к "нелинейности" К. о., проявляющейся в усложнении их гармонич. состава и во взаимной модуляции при одноврем. наблюдении К. о. от разл. Аэкстр, т. е. к появлению в спектре составляющих с "частотами" (с/еh) (А iэкстр6А jэкстр) (магнитное взаимодействие). Когда 4pдМ/дH>1, то состояние с однородной намагниченностью образца становится термодинамически неустойчивым и в нём появляются диамагн. домены с индукцией в соседних областях, различающейся на В2DB-1. Т. к. В в образцах конечного размера зависит от их формы, то и К. о. в условиях магн. взаимодействия существенно зависят от неё. Так, зависимость М(Н)при расслоении на домены в длинных образцах значительно отличается от даваемой ф-лой (7). Для образцов в форме тонкого диска эти отклонения менее заметны.
Ультраквантовый предел. В полуметаллах, в металлах с аномально малым числом электронов и в вырожденных полупроводниках с низкой концентрацией носителей заряда достигается ситуация, когда ниже EF остаётся 1 уровень Ландау. В этом случае изменения EF перестают быть малыми, а становятся сравнимыми с EF (отсчитываемой от экстремума зоны). Поведение металла в ультраквантовой области магн. полей зависит от зонной структуры. Так, если есть 1 тип носителей, то независимость N(Н)приводит к тому, что граничное значение pz''0 как 1/H, a EF совпадает с ниж. уровнем Ландау. К. о. приобретают специфич. черты в условиях магнитного пробоя. Из-за квантового туннелирования электронов между разными зонами появляются К. о. с периодами, соответствующими комбинациям сечений (A1b Ak), и исчезают К. о. для тех орбит. вероятность ухода с к-рых из-за магн. пробоя становится высокой. К. о. в малых образцах (напр., на пластинках толщиной d, сравнимой с диаметром 2r орбиты электронов в магн. поле). Если 2r>d, то по замкнутым орбитам могут двигаться лишь электроны, испытывающие зеркальное отражение от поверхностей образца, и К. о. будут определяться площадью участка сечения поверхности Ферми (рис. 5), изменяющегося при изменении поля. Их периодичность при этом нарушается.
305_324-121.jpg
Рис. 5. Вверху - экстремальная по площади орбита электронов в тонком образце при зеркальном отражении от поверхности; внизу - соответствующая орбита в импульсном пространстве (рх=рх, ру=ру). Пунктир - форма орбиты в неограниченном образце. Заштрихованная площадка определяет условие квантования.

К. о. затухания звука. Когда существует дополнит. механизм отбора эфф. электронов, возможно наблюдение К. о. от неэкстремальных сечений поверхности Ферми. Это имеет место, напр., при распространении звука в металле. Осн. вклад в затухание звука (при В, не перпендикулярном к волновому вектору) вносят электроны, движущиеся вдоль магн. поля в фазе с волной. Т. к. скорость Ферми на 2-3 порядка превосходит скорость звука, то эффективные электроны расположены на сечениях, близких к экстремальным. При изменении магн. поля уровни Ландау периодически пересекают поверхность Ферми в области эфф. электронов, что приводит к периодич. вариациям числа последних ~ на 100% (см. Гигантские квантовые осцилляции поглощения звука). Наряду с К. о. в магн. поле в металлах и полупроводниках могут наблюдаться также квантовые эффекты др. природы: размерное квантование в плоских плёнках, проволоках и цилиндрах, связанное с ограничением области движения (см. Квантовые размерные эффекты) или с интерференцией электронов (Ааронова-Бома эффект), и резонансные явления - циклотронный резонанс ,резонанс на магнитных поверхностных уровнях, магнитофононный резонанс. Лит.: Абрикосов А. А., Введение в теорию нормальных металлов, М., 1972; Андо Т., Фаулер А., Стерн Ф., Электронные свойства двумерных систем, пер. с англ., М., 1985; Шенберг Д., Магнитные осцилляции в металлах, пер. с англ., М., 1986. В. С. Эдельман.

  Предметный указатель