Взгляд в 2020 год. Лазеры
Будущие открытия в области физики лазеров.
Корреспонденты журнала Nature опросили ученых из разных областей науки.
Те, кто задумал и изобрел лазер 50 лет назад не могли предсказать той роли, которую они стали играть в течение последней половины века: от средств связи до контроля окружающей среды, от производства до медицины, от развлечений до научных исследований. Далее...

Лазер

магнитомеханические явления

МАГНИТОМЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (гиромагнитные явления) - группа явлений, обусловленных взаимосвязью магнитного момента микрочастиц (напр., электронов в атомах и ионах) с их собственным угловым (механич.) моментом (спиновым и орбитальным). Спину микрочастицы (электрона, протона, нейтрона и др.) соответствует определ. магн. момент. Напр., проекция магн. момента электрона на направление магн. поля Н равна (в системе СГС)2572-63.jpg2572-64.jpg (без учёта релятивистских поправок, см. Магнетизм микрочастиц ),где sz - проекция спина на направление Н (ось 2572-65.jpg). Механич. момент атома (иона) складывается из спинового а орбитального моментов образующих атом микрочастиц. Изменение макроскопич. углового момента системы микрочастиц (физ. тела) приводит к изменению магн. момента этой системы, и, наоборот, при изменении магн. момента меняется угловой момент системы частиц (тела). Одно из М. я.- Барнетта эффект [С. Барнетт (S. Barnett), 1909] - заключается в возникновении дополнит. магн. момента у ферромагнетика, приведённого во вращение. Обратное явление - возникновение вращающего момента при намагничивании [открытое в 1915 А. Эйнштейном (A. Einstein) и В. Й. де Хаазом (W. J. de Haas)] наз. Эйнштейна - де Хааза эффектом.

М. я. в принципе позволяют определить т. н. магнита механическое отношение g (гиромагн. отношение), равное отношению магн. момента к угловому моменту частицы. Из квантовой теории атома следует, что g=2, если магн. момент атома обусловлен только спиновой составляющей углового момента электронной оболочки атома, и g=l, если магн. момент создаётся только орбитальным движением электронов. С помощью эффектов Барнетта и Эйнштейна - де Хааза было впервые показано, что в 3d-переходных металлах (Fe, Со, Ni), их сплавах и нек-рых соединениях магн. момент имеет спиновое происхождение.

Развитие резонансных методов определения гиромагн. отношения привело к тому, что магнитомеханич. методы утратили своё значение и представляют гл. обр. историч. интерес.

Лит.: Scott G. G., Review of gyromagnetic ratio experiments, "Rev. Mod. Phys.", 1962, v. 34, p. 102; Вонсовский С. В., Магнетизм, М., 1971. Р. З. Левитин.