| Философия физики: резонанс и мирозданиеНовый оригинальный взгляд на мироздание. Все формы материи удерживаются в состоянии устойчивости благодаря резонансу. Присутствие же его повсеместно – это основа всех процессов в природе и технике. В статье представлены некоторые аспекты действия резонанса в процессе развития живых и неживых структур. Далее... | 
 | 
маскировка звука
 МАСКИРОВКА ЗВУКА - явление, заключающееся 
  в ухудшении слышимости одного звука (сигнала) в присутствии др. звуков (помех). 
  Обычно ухудшение слышимости выражается в повышении порога обнаружения сигнала, 
  и M. з. можно оценивать количественно числом дБ, на к-рое повышается порог слышимости 
  в присутствии помехи (порог маскировки). Различают одновременную, прямую последовательную 
  и обратную M. з. В первом случае тестовой сигнал и помеха (маскер) звучат одновременно, 
  во втором - сигнал следует за маскером, в третьем - сигнал предшествует маскеру. 
  Обратная маскировка проявляется только для коротких сигналов.
 Если сигнал и помеха широкополосны, то величина 
  одновременной M. з. в большом динамич. диапазоне пропорциональна уровню интенсивности 
  помехи. Если сигнал и маскер - тоны одинаковой частоты, то M. з. растёт медленнее 
  уровня маскера. При различии спектрального состава сигнала и помехи M. з. определяется 
  гл. обр. составляющими помехи, близкими по спектру к сигналу. Для выявления 
  частотной избирательности слуха в качестве сигнала и маскера используют чистые 
  тоны или очень узкополосные шумы. Зависимость от частоты уровня маскера, необходимого 
  для маскировки слабого сигнала фиксиров. частоты и уровня, характеризует 
  частотную настройку слуховой системы в области частоты сигнала (рис.). В режиме 
  прямой последо-ват. маскировки частотная избирательность повышается, что объясняется 
  проявлением нелинейных свойств улитки уха.
 
 Частотная зависимость уровня маскирующего сигнала 
  LM, необходимого для маскировки тонального сигнала с частотой 
  1 кГц и уровнем 20 дБ: 1 - при одновременной маскировке; 2 - при 
  прямой последовательной маскировке.
 
 
 
 
 При одноврем. маскировке тонального сигнала шумовым, 
  спектр к-рого ограничен полосой с центр, частотой, соответствующей сигналу, 
  расширение спектра маскера при постоянной интегральной энергии до нек-рого значения 
  ширины полосы не влияет на величину M. з. Расширение же вне этой полосы, называемой 
  критической, приводит к снижению M. з.
 Важными особенностями обладает M. з. при бинауральном 
  восприятии звука. Когда сигнал имеет частоту ниже 2 кГц или когда при более 
  высокой частоте он быстро меняется по амплитуде, M. з. зависит от ин-тераурального 
  (междууганого) соотношения фаз несущей (или соответственно огибающей) сигнала 
  и маскера. При одинаковом интерауральном сдвиге фаз сигнала и маскера M. з. 
  максимальна, при различии ин-терауральных сдвигов фаз на 180° M. з. обычно 
  минимальна. Этот эффект, по-видимому, является определяющим для явления, называемого 
  феноменом "кок-тейль-парти" и заключающегося в способности человека 
  следить за сигналом, поступающим от одного источника (собеседника), игнорируя 
  помехи с подобными спектрально-временными характеристиками (др. голоса и т. 
  п.).
 Лит.: Цвикер Э., Фельдкеллер Р., Ухо как 
  приемник информации, пер. с нем., 2 изд., M., 1971; Гельфанд G. А., Слух. Введение 
  в психологическую и физиологическую акустику, пер. с англ., M., 1984. 
  H. Г. Бибиков.
 




 
				
 webmaster@femto.com.ua
 webmaster@femto.com.ua