Философия физики: резонанс и мирозданиеНовый оригинальный взгляд на мироздание. Все формы материи удерживаются в состоянии устойчивости благодаря резонансу. Присутствие же его повсеместно – это основа всех процессов в природе и технике. В статье представлены некоторые аспекты действия резонанса в процессе развития живых и неживых структур. Далее... |
маскировка звука
МАСКИРОВКА ЗВУКА - явление, заключающееся
в ухудшении слышимости одного звука (сигнала) в присутствии др. звуков (помех).
Обычно ухудшение слышимости выражается в повышении порога обнаружения сигнала,
и M. з. можно оценивать количественно числом дБ, на к-рое повышается порог слышимости
в присутствии помехи (порог маскировки). Различают одновременную, прямую последовательную
и обратную M. з. В первом случае тестовой сигнал и помеха (маскер) звучат одновременно,
во втором - сигнал следует за маскером, в третьем - сигнал предшествует маскеру.
Обратная маскировка проявляется только для коротких сигналов.
Если сигнал и помеха широкополосны, то величина
одновременной M. з. в большом динамич. диапазоне пропорциональна уровню интенсивности
помехи. Если сигнал и маскер - тоны одинаковой частоты, то M. з. растёт медленнее
уровня маскера. При различии спектрального состава сигнала и помехи M. з. определяется
гл. обр. составляющими помехи, близкими по спектру к сигналу. Для выявления
частотной избирательности слуха в качестве сигнала и маскера используют чистые
тоны или очень узкополосные шумы. Зависимость от частоты уровня маскера, необходимого
для маскировки слабого сигнала фиксиров. частоты и уровня, характеризует
частотную настройку слуховой системы в области частоты сигнала (рис.). В режиме
прямой последо-ват. маскировки частотная избирательность повышается, что объясняется
проявлением нелинейных свойств улитки уха.
Частотная зависимость уровня маскирующего сигнала
LM, необходимого для маскировки тонального сигнала с частотой
1 кГц и уровнем 20 дБ: 1 - при одновременной маскировке; 2 - при
прямой последовательной маскировке.
При одноврем. маскировке тонального сигнала шумовым,
спектр к-рого ограничен полосой с центр, частотой, соответствующей сигналу,
расширение спектра маскера при постоянной интегральной энергии до нек-рого значения
ширины полосы не влияет на величину M. з. Расширение же вне этой полосы, называемой
критической, приводит к снижению M. з.
Важными особенностями обладает M. з. при бинауральном
восприятии звука. Когда сигнал имеет частоту ниже 2 кГц или когда при более
высокой частоте он быстро меняется по амплитуде, M. з. зависит от ин-тераурального
(междууганого) соотношения фаз несущей (или соответственно огибающей) сигнала
и маскера. При одинаковом интерауральном сдвиге фаз сигнала и маскера M. з.
максимальна, при различии ин-терауральных сдвигов фаз на 180° M. з. обычно
минимальна. Этот эффект, по-видимому, является определяющим для явления, называемого
феноменом "кок-тейль-парти" и заключающегося в способности человека
следить за сигналом, поступающим от одного источника (собеседника), игнорируя
помехи с подобными спектрально-временными характеристиками (др. голоса и т.
п.).
Лит.: Цвикер Э., Фельдкеллер Р., Ухо как
приемник информации, пер. с нем., 2 изд., M., 1971; Гельфанд G. А., Слух. Введение
в психологическую и физиологическую акустику, пер. с англ., M., 1984.
H. Г. Бибиков.