История паровозов
От 1804 г. до наших дней
Некоторые конструкторы первых паровозов предполагали, что гладкие колеса будут пробуксовывать, скользить при старте и предлагали свои варианты решения этой проблемы. Модель Бленкинсопа имела пару колес с зубцами. Это создавало трудности в строительстве колеи и создавало неимоверный шум. Далее...

Изобретение паровозов

Модель первого паровоза

молекулы

МОЛЕКУЛЫ в межзвёздной среде. Существование M. в межзвёздной среде впервые установлено в 1938-40, когда в оптич. спектрах ряда звёзд были обнаружены узкие линии поглощения, обусловленные межзвёздными радикалами CN, CH и CH+. Их относительное содержание составляло всего ~ 10-8. В соответствии с этим считалось, что в межзвёздной среде встречаются только двухатомные M. и лишь в виде малой примеси. В 1968-70 с развитием радиоастр. методов впервые удалось обнаружить многоатомные M., а именно: M. воды (H2O), аммиака (NH3) и формальдегида (H2CO). Оказалось, что общее кол-во молекулярного газа в межзвёздной среде не меньше, чем атомарного. Были открыты гигантские молекулярные облака, с массой 105-106 масс Солнца, размером ~1020 см, к-рые, как выяснилось, играют ключевую роль в процессе звездообразования в Галактике.

В межзвёздной среде открыто более 80 видов M. (табл.). Неорганич. соединения представлены в осн. гидридами, оксидами и сульфидами. Наиб. распространённым является молекулярный водород, но молекулы H2 не имеют удобных для наблюдения линий ни в видимом, ни в радиодиапазоне. Поэтому их содержание оценивается, как правило, косвенными методами. Неожиданно разнообразным оказался ассортимент органич. соединений. В межзвёздной среде обнаружены спирты (метиловый CH3OH и этиловый C2H5OH), альдегиды (формальдегид H2CO и ацетальдегид CH3CHO), простые и сложные эфиры (CH3OCH3, HCOOCH3), кислоты (HCOOH, HNCO), в т. ч. синильная к-та HCN и её производные CH3CN, NH2CN, включая HC3N и цианополиины HC5N, HC7N, HC9N и HC11N (последняя - наиб. тяжёлая из открытых межзвёздных M.). Кроме M. с насыщенными валентностями в межзвёздной среде обнаружены разнообразные молекулярные фрагменты, свободные радикалы, напр. C6H, C4H, C3N, и молекулярные ионы, такие, как CH+, N2H+, HCO+, HOC+, HCNH+. У многих из найденных M. зарегистрированы их изотопно замещённые аналоги, содержащие редкие изотопы. Напр., в случае СО обнаружены 6 разл. вариантов M. с С12,13 и О16,17,18. Более того, в многоатомных M. наблюдаются независимо M., различающиеся лишь положением изотопно замещённых атомов, напр. HC13CCN, HCG13CN и HCCC13N.

Межзвёздные молекулы

Радиоастр. наблюдения молекулярных линий стали осн. источником информации о строении и эволюции Галактики, о физ. условиях, существующих в межзвёздной среде, о хим. и изотопич. составе космич. вещества. Измеряя интенсивности молекулярных линий, их ширины, профили и сдвиги, можно определить состав и массу межзвёздного облака, его плотность и темп-ру, внутр. движение газа, магн. поле, прохождение ударных волн и др.

Исследование M. в межзвёздной среде значительно продвинуло решение таких проблем, как происхождение хим. элементов и изотопов, образование звёзд и протопланетных систем, предбиол. эволюция органич. вещества.

Лит.: Варшалович Д. А., Межзвездные молекулы, в кн.: Астрофизика и космическая физика, M., 1982; Рудницкий Г. M-, Молекулы в астрофизике, в кн.: Итоги науки и техники. Исследование космического пространства, т. 20, M., 1983. Ц. А. Варшалович.