История паровозов
От 1804 г. до наших дней
Некоторые конструкторы первых паровозов предполагали, что гладкие колеса будут пробуксовывать, скользить при старте и предлагали свои варианты решения этой проблемы. Модель Бленкинсопа имела пару колес с зубцами. Это создавало трудности в строительстве колеи и создавало неимоверный шум. Далее...

Изобретение паровозов

Модель первого паровоза

мюонный катализ

МЮОННЫЙ КАТАЛИЗ - явленно синтеза (слияния) ядер изотопов водорода, происходящее при существ. участии отрицательно заряж. мюонов. Мюоны, образуя с ядрами мезомолекулы, способствуют сближению ядер на расстояния, достаточные для протекания ядерной реакции. Освобождаясь после акта реакции, m- могут повторить этот процесс (т. е. они выступают в качестве катализатора).

В отсутствие мюонов реакции синтеза, напр. ядер дейтерия d + d 3046-44.jpg3He + n или ядер дейтерия и трития d + t 3046-45.jpg 4He + n, происходят с заметной вероятностью лишь при высоких энергиях 3046-46.jpg сталкивающихся частиц, 3046-47.jpg 1 -10 кэВ, т. е. при темп-pax в десятки и сотни млн. градусов, поскольку ядрам нужно путём туннельного перехода преодолеть высокий барьер кулоновского отталкивания, чтобы сблизиться до расстояний действия ядерных взаимодействий (rN ~ 53046-49.jpg 10-13 см) (рис. 1).

Рис.1. Схематическое изображение потенциальной энергии V взаимодействия ядер в зависимости от расстояния r между ними: 1 - сильное притяжение на малых расстояниях ~ rN; 2 - кулоновское отталкивание на больших расстояниях; 3 - взаимодействие ядер в мюонной молекуле, имеется область притяжения V(r)< 0 при r> rm >> rN.

При торможении отрицательно заряж. мюонов в плотной смеси изотопов водорода за время 10-12 с образуются мюонные атомы pm, dm и tm. Из-за малых размеров и электронейтральности мезоатомы водорода ведут себя подобно нейтронам: они свободно проникают сквозь электронные оболочки атомов и подходят на близкие расстояния к их ядрам. При этом происходят многообразные m-атомные и m-молеку-лярные процессы: перехват мюонов ядрами более тяжёлых изотопов pm + d 3046-51.jpg dm + p, dm + t 3046-52.jpg tm + d; образование мюонных молекул dm + p 3046-53.jpgpdm и т. д. Образование мюонных молекул является решающим условием протекания M. к. В принципе (благодаря экранировке кулоновского поля ядра мюонов в мезоатоме водорода и значит. уменьшению ширины кулоновского барьера) реакции синтеза могли бы протекать на лету, т. е. при столкновениях свободных мезоатомов с ядрами изотопов водорода (напр., dm + p3046-54.jpg 3He+ m-, dm + d 3046-55.jpg3He + n + m- Однако в мюонных молекулах ядра удалены друг от друга на расстояние порядка удвоенного боровского радиуса мезоатома 2rm ~ 5.10-11 см, что в сотни раз меньше ср. расстояний между ядрами в жидком и газообразном водороде (~10-8 см). Поэтому частота столкновений ядер, приводящих к под-барьерному переходу и реакции синтеза в мюонных молекулах, напр. pdm 3046-56.jpg3He + m-, ddm 3046-57.jpg3He + n + + m-, В млн. раз больше, чем в реакциях на лету. Освободившийся m- вновь может образовать мезоатом и повторить ещё раз всю цепочку реакций dm + p3046-58.jpgpdm 3046-60.jpg 3He + m- и т. д. В принципе число таких реакций ограничено лишь временем жизни мюона t0= 2,2· 10-6 с. Однако в действительности почти всегда m- в процессе реакции "прилипает" к образовавшемуся ядру гелия pdm 3046-61.jpg m3He + g и в дальнейшем выпадает из цикла последоват. реакций, приводящих к синтезу ядер. Эта реакция "отравления катализатора" по столь существенна при синтезе ядер дейтерия ddm 3046-62.jpg 3He + n + m-, в к-рой только 12% мюо-нов "прилипает" к ядру 3He по реакции ddm 3046-63.jpgm3He + + n. Ещё меньше мюонов (~0,6%) "прилипает" к ядру 4He в реакции dtm3046-64.jpg m4He + n.

На возможность реакции синтеза в мюонной молекуле pdm указал в 1947 Ф. Франк (F. Frank). B 1954 Я. Б. Зельдович выполнил первые расчёты этого процесса, включая механизм образования мюонных молекул, согласно к-рому m-атом водорода при столкновении с ядром атомарного водорода связывается в мюон-ную молекулу путём передачи энергии связи мезомо-лекулы атомному электрону (именно таков механизм образования мезомолекул ppm, pdm, ttm). Одновременно он указал на то, что наличие в мезомолекулах возбуждённых уровней с малой энергией связи может приводить к существ. увеличению вероятности их образования. В 1957 Л. Альварес (L. W. Alvarez) и др. впервые экспериментально обнаружили реакции M. к. pdm 3046-65.jpg 3He + m- и ddm 3046-66.jpgT + p + m-. K нач. 80-х гг. M. к. ядерных реакций синтеза в водороде и дейтерии был хорошо изучен как экспериментально, так и теоретически.

Мезоатомные и мезомолекулярные процессы, составляющие последовательность реакций M. к., отличаются большим разнообразием. Одно из таких явлений - резонансное образование мезомолекул ddm - наблюдалось впервые группой В. П. Джелепова в Лаборатории ядерных проблем ОИЯИ (Дубна) в 1964-66. В 1967 Э. А. Весман предложил объяснение этому явлению, предположив у мезомолекулы ddm наличие слабосвязанного вращательно-колебат. состояния J = u = 1 (где J и u - вращат. и колебат. квантовые числа) с анергией 3046-67.jpg -2 эВ (указание на возможность существования такого состояния было получено С. С. Герштейном в 1958). Это состояние действительно было обнаружено в 1973 в расчётах группы Л. И. Пономарёва в Дубне (в настоящее время энергия этого состояния известна с большой точностью: 3046-68.jpgl1 = = -1,975 эВ).

В 1977 в результате теоретич. расчётов та же группа обнаружила у мезомолекулы dtm слабосвязанное вращательно-колебат. состояние (J = u = 1)с энергией 3046-69.jpg11 = -0,657 эВ. Благодаря наличию такого состояния мезомолекулы dtm должны образовываться резонансным образом с большой скоростью (в конденсиров. среде за время ~10-8 с). В 1979 этот вывод был подтверждён экспериментально группой В. П. Джелепова и В. Г. Зинова и др. Теоретич. представления о резонансном характере образования мезомолекул dtm надёжно обоснованы в экспериментах группы С. Джонса (S. Johnes, Лос-Аламос, 1983), в к-рых измерена резонансная скорость Яда 3046-70.jpg 5.108 с-1 образования dtm-молекул, а также её зависимость от темп-ры смеси.

В резонансном процессе 3046-71.jpg мезоатом tm, приближаясь к одному из ядер молекулы D2, объединяется с ним в мезомолекулу dtm, к-рая становится тяжёлым "ядром" мезомолекулярного комплекса [(dtm)dee] в возбуждённом колебательном (u)и вращательном (J) состоянии, а выделяющаяся при этом энергия связи мезомолекулы передаётся на колебания и вращение мезомолекулярного комплекса.

Группа Джонса наблюдала в жидкой смеси дейтерия и трития 160 b 20 циклов M. к., к-рые осуществляет один мюон по схеме, представленной на рис. 2 (где la ~ 1012 с-1 - скорость образования dm- и tm-атомов, ldt 3046-73.jpg3.108 c-1, ldtm >= 4.108 c-1, lf 3046-74.jpg1012 c-1 - скорость ядерного синтеза в мезомолекуле, ws = = 0,58.10-2 - вероятность "прилипания" m- к гелию).

Число циклов катализа хс приближённо равно:

где cd и ct - концентрации дейтерия и трития в смеси (cd + ct = 1), f - плотность смеси в единицах N0 = 4,25.1022 ядер/см3, l0 = 0,46.106 с-1 - скорость распада свободного мюона. T. о., в плотной смеси дейтерия и трития один m- может осуществить до 170 циклов катализа и освободить при этом ~ 3 ГэВ энергии и ~170 нейтронов.

Вывод о высокой эффективности M. к. в дейтерий-тритиевой смеси позволил рассмотреть разл. возможности использования этого явления для производства ядерной энергии и нейтронов. Первую схему мюон-нокаталитич. гибридного реактора рассмотрел Ю. В. Петров в 1979. В этой схеме предлагается увеличивать энерговыделение в реакции dtm 3046-76.jpg4He + n + m- + 17,6 МэВ путём дальнейшего размножения нейтронов с энергией 14,1 МэВ в урановом бланкете при делении ядер урана, n + 238U 3046-77.jpgn + осколки, и образования ядер плутония, n + 238U 3046-78.jpg 239Pu. Предварит. оценки показывают, что такая гибридная система может оказаться экономически эффективной в ядерной энергетике будущего. Интенсивные исследования M. к. продолжаются во многих лабораториях мира.

Лит.: Зельдович Я. В., Герштейн С. С., Ядерные реакции в холодном водороде, "УФН", 1960, т. 71, с. 581; Gеrstein S. S., Ponomarev L. I., Mesomolecular processes induced by m- and p- mesons, в кн.: Muon physics, v. 3, ed. by V. W. Hughes, C. S. Wu, N. Y., 1975; Пономарев Л. И., Мюонный катализ ядерных реакций синтеза, "Природа", 1979, № 9; Петров Ю. В., Гибридные ядерные реакторы и мюон-ный катализ, там же, 1982, № 4; Вrассi L., Fiorenti-ni G., Mesic molecules and muon catalysed fusion, "Phys. Rcpts", 1982, v. 86, p. 169. Л. И. Пономарёв.