ЗАГАДКА ГОЛУБЫХ ЗВЕЗДВ огромном шаровом звездном скоплении Омега Центавра находятся самые необычные звезды во Вселенной – голубые, переполненные гелием. В прошлом году с помощью телескопа Хаббл ученые обнаружили, что в шаровом скоплении Омега Центавра наблюдаются красные и голубые звезды, сжигающие в своих недрах водород. Далее... |
пространство и время
ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ в физике определяются
в общем виде как фундам. структуры координации материальных объектов и их состояний:
система отношений, отображающая координацию сосуществующих объектов (расстояния,
ориентацию и т. д.), образует пространство, а система отношений, отображающая
координацию сменяющих друг друга состояний или явлений (последовательность,
длительность и т. д.), образует время. П. и в. являются организующими структурами
разл. уровней физ. познания и играют важную роль в межуровневых взаимоотношениях.
Они (или сопряжённые с ними конструкции) во многом определяют структуру (метрическую,
топологическую и т. д.) фундам. физ. теорий, задают структуру эмпирич. интерпретации
и верификации физ. теорий, структуру операциональных процедур (в основе к-рых
лежат фиксации пространственно-временных совпадений в измерит. актах, с учётом
специфики используемых физ. взаимодействий), а также организуют физ. картины
мира. К такому представлению вёл весь историч. путь концептуального развития.
В наиб. архаичных представлениях П. и в. вообще
не вычленялись из материальных объектов и процессов природы (в к-рой достаточно
мирно уживались как естественные, так и сверхъестественные персонажи): разл.
участки территории обитания наделялись разл. положит. и отрицат. качествами
и силами в зависимости от присутствия на них разл. сакральных объектов (захоронения
предков, тотемы, храмы и т. д.), а каждому движению было сопричастно своё время.
Время также членилось на качественно разл. периоды, благоприятные или зловредные
по отношению к жизнедеятельности древних социумов. Ландшафт и календарные циклы
выступали запёчатлённым мифом. В дальнейшем развитии мифологич. картина мира
стала функционировать в рамках циклич. времени; будущее всегда оказывалось возрождением
сакрального прошлого. На страже этого процесса стояла жёсткая идеология (обряды,
запреты, табу и т. д.), принципами к-рой нельзя было поступиться, ибо они были
призваны не допускать никаких новаций в этот мир вечных повторений, а также
отрицали историю и историч. время (т. е. линейное время). Такие представления
можно рассматривать как архаичный прообраз модели неоднородного и неизотропного
П. и в. Учитывая, что развитая мифология пришла к представлению о членении мира
на уровни (первоначально на Небо, Землю и Подземный мир, с последующим выяснением
"тонкой структуры" двух крайних уровней, напр. седьмое небо, круги
ада), можно дать более ёмкое определение П. и в. мифологич. картины мира: циклич.
структура времени и многослойный изоморфизм пространства (Ю. М. Лотман). Естественно,
это всего лишь совр. реконструкция, в к-рой П. и в. уже абстрагированы от материальных
объектов и процессов; что же касается человеческого познания, то оно к подобному
абстрагированию пришло не в архаичной мифологии, а в рамках последующих форм
обществ. сознания (монотеистич. религия, натурфилософия и т. д.).
Начиная с этого момента, П. и в. получают самостоят.
статус в качестве фундам. фона, на к-ром разворачивается динамика природных
объектов. Такие идеализированные П. и в. часто даже подвергались обожествлению.
В античной натурфилософии происходит рационализация мифо-религиозных представлений:
П. и в. трансформируются в фундам. субстанции, в первооснову мира. С этим подходом
связана субстанциальная концепция П. и в. Таковы, напр., пустота Демокрита или
топос (место) Аристотеля - это разл. модификации концепции пространства как
вместилища ("ящик без стенок" и т. д.). Пустота у Демокрита заполнена
ато-мистич. материей, а у Аристотеля материя континуальна и заполняет пространство
без разрывов - все места заняты. Т. о., аристотелево отрицание пустоты не означает
отрицания пространства как вместилища. Субстанциальная концепция времени связана
с представлением о вечности, некой неметризованной абс. длительности. Частное
эмпирич. время рассматривалось как движущийся образ вечности (Платон). Это время
получает числовую оформленность и метризуется с помощью вращения неба (или иных,
менее универсальных, периодич. природных процессов) в системе Аристотеля; здесь
время выступает уже не как фундам. субстанция, а как система отношений ("раньше",
"позже", "одновременно" и т. д.) и реализуется реляционная
концепция. Ей соответствует реляционная концепция пространства как система отношений
материальных объектов и их состояний.
Субстанциальная и реляционная концепции П. и
в. функционируют соответственно на теоретич. и эмпирич. (или умозрительном и
чувственнопостигаемом) уровнях натурфилософских и естественнонауч. систем. В
ходе человеческого познания происходит конкуренция и смена подобных систем,
что сопровождается существенным развитием и изменением представлений о П. и
в. Это достаточно чётко проявилось уже в античной
натурфилософии: во-первых, в отличие от бесконечной пустоты Демокрита, пространство
Аристотеля конечно и ограниченно, ибо сфера неподвижных звёзд пространственно
замыкает космос; во-вторых, если пустота Демокрита является началом субстанциально-пассивным,
лишь необходимым условием движения атомов, то эпос является началом субстанциально-активным
и любое место наделено своей специфич. силой. Последнее характеризует динамику
Аристотеля, на базе к-рой была создана геоцентрич. космологич. модель. Космос
Аристотеля чётко разделён на земной (подлунный) и небесный уровни. Материальные
объекты подлунного мира участвуют либо в прямолинейных естеств. движениях и
движутся к своим естеств. местам (напр., тяжёлые тела устремляются к центру
Земли), либо в вынужденных движениях, к-рые продолжаются, пока на них действует
движущая сила. Небесный мир состоит из эфирных тел, пребывающих в бесконечном
совершенном круговом естеств. движении. Соответственно в системе Аристотеля
была развита матем. астрономия небесного уровня и качеств. физика (механика)
земного уровня мира.
Ещё одно концептуальное достижение Древней Греции,
к-рое определило дальнейшее развитие представлений о пространстве (и времени),-
это геометрия Евклида, чьи знаменитые "Начала" были развиты в виде
аксиоматич. системы и справедливо рассматриваются как древнейшая ветвь физики
(А. Эйнштейн) и даже как космологич. теория [К. Поппер (К. Popper), И. Ла-катос
(I. Lakatos)]. Картина мира Евклида отлична от аристотелевой и включает в себя
представление об однородном и бесконечном пространстве. Евклидова геометрия
(и оптика) не только сыграла роль концептуальной основы классич. механики, определив
такие фундам. идеализированные объекты, как пространство, абсолютно твёрдый
(самоконгруэнтный) стержень, геометризованный световой луч и т. д., но и явилась
плодотворным матем. аппаратом (языком), с помощью к-рого были разработаны основы
классич. механики. Начало классич. механики и сама возможность её построения
были связаны с коперниканской революцией 16 в., в ходе к-рой гелиоцентрич. космос
предстал как единая конструкция, без деления на качественно отличные небесный
и земной уровни.
Дж. Бруно (G. Bruno) разрушил ограничивающую
небесную сферу, поместил космос в бесконечное пространство, лишил его центра,
заложил основу однородного бесконечного пространства, в рамках к-рого усилиями
блестящей плеяды мыслителей [И. Кеплер (I. Kepler), Р. Декарт (R. Descartes),
Г. Галилей (G. Galilei), И. Ньютон (I. Newton) и др.] была развита классич.
механика. Уровня систематич. разработки она достигла в знаменитых "Математических
началах натуральной философии" Ньютона, к-рый разграничивал в своей системе
два типа П. и в.: абсолютные и относительные.
Абсолютное, истинное, матем. время само по себе
и по самой своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает
равномерно и иначе называется длительностью. Абс. пространство по самой своей
сущности, безотносительно к чему бы то ни было внешнему, остаётся всегда одинаковым
и неподвижным.
Такие П. и в. оказались парадоксальными с точки
зрения здравого смысла и конструктивными на теоретич. уровне. Напр., концепция
абс. времени парадоксальна потому, что, во-первых, рассмотрение течения времени
связано с представлением времени как процесса во времени, что логически неудовлетворительно;
во-вторых, трудно принять утверждение о равномерном течении времени, ибо это
предполагает, что существует нечто контролирующее скорость потока времени. Более
того, если время рассматривается "без всякого отношения к чему-либо внешнему",
то какой смысл может иметь предположение, что оно течёт неравномерно?
Если же подобное предположение бессмысленно,
то какое значение имеет условие равномерности течения? Конструктивный смысл
абсолютных П. и в. стал проясняться в последующих логико-матем. реконструкциях
ньютоновой механики, к-рые получили своё относит. завершение в аналитич. механике
Лагранжа [можно отметить также реконструкции Д-Аламбера (D'Alambert), У. Гамильтона
(W. Hamilton) и др.], в к-рой был полностью элиминирован геометризм "Начал"
и механика предстала как раздел анализа. В этом процессе на первый план стали
выступать представления о законах сохранения, принципах симметрии, инвариантности
и т. д., к-рые позволили рассмотреть классич. физику с единых концептуальных
позиций. Была установлена связь осн. законов сохранения с пространственно-временной
симметрией [С. Ли (S. Lie), F. Клейн (F. Klein), Э. Нётер (Е. Noether)]:
сохранение таких фундам. физ. величин, как энергия, импульс и угл. момент, выступает
как следствие того, что П. и в. изотропны и однородны. Абсолютность П. и в.,
абс. характер длины и временных интервалов, а также абс. характер одновременности
событий получили чёткое выражение в Галилея принципе относительности, к-рый
можно сформулировать как принцип ковариантности законов механики относительно
Галилея преобразований. Т. о., во всех инерциальных системах отсчёта равномерно
течёт единое непрерывное абс. время и осуществляется абс. синхронизм (т. е.
одновременность событий не зависит от системы отсчёта, она абсолютна), основой
к-рого могли выступать лишь дальнодействующие мгновенные силы - эта роль в ньютоновой
системе отводилась тяготению (всемирного тяготения закон ).Однако статус
дальнодействия определяется не природой гравитации, а самой субстанциальной
природой П. и в. в рамках механич. картины мира.
От абс. пространства Ньютон отличал протяжённость
материальных объектов, к-рая выступает как их осн. свойство и есть пространство
относительное. Последнее является мерой абс. пространства и может быть представлено
как множество конкретных инерциальных систем отсчёта, находящихся в относит.
движении. Соответственно и относит. время есть мера продолжительности, употребляемая
в обыденной жизни вместо истинного матем. времени,- это час, день, месяц, год.
Относит. П. и в. постигаемы чувствами, но они являются не перцептуальными, а
именно эмпирич. структурами отношений между материальными объектами и событиями.
Следует отметить, что в рамках эмпирич. фиксации были вскрыты нек-рые фундам.
свойства П. и в., не отражённые на теоретич. уровне классич. механики, напр.
трёхмерность пространства или необратимость времени.
Классич. механика до конца 19 в. определяла осн.
направление науч. познания, к-рое отождествлялось с познанием механизма явлений,
с редукцией любых явлений к механич. моделям и описаниям. Абсолютизации были
подвергнуты и механич. представления о П. и в., к-рые были возведены на "Олимп
априорности". В философской системе И. Канта (I. Kant) П. и в. стали рассматриваться
как априорные (доопытные, врождённые) формы чувственного созерцания. Большинство
философов и естествоиспытателей вплоть до 20 в. придерживались этих априористских
воззрений, однако уже в 20-х гг. 19 в. были развиты разл. варианты неевклидовых
геометрий [К. Гаусс (С. Gauss), H. И. Лобачевский, Я. Больяй (J. Bolyai) и др.],
что связано с существенным развитием представлений о пространстве. Математиков
давно интересовал вопрос о полноте аксиоматики евклидовой геометрии. В этом
отношении наиб. подозрения вызывала аксиома о параллельных. Был получен поразительный
результат: оказалось, что можно развить непротиворечивую систему геометрии,
отказавшись от аксиомы о параллельных и допустив существование неск. прямых,
параллельных данной и проходящих через одну
точку. Представить себе такую картину крайне трудно, но учёные уже усвоили гносеологич.
урок коперниканской революции - наглядность может быть связана с правдоподобностью,
но не обязательно с истиной. Поэтому хотя Лобачевский и называл свою геометрию
воображаемой, но поставил вопрос об эмпирич. определении евклидова или неевклидова
характера физ. пространства. Б. Риман (В. Riemann) обобщил понятие пространства
(куда как частные случаи вошли евклидово пространство и всё множество неевклидовых
пространств), положив в его основу представление о метрике,- пространство есть
трёхмерное многообразие, на к-ром можно аналитически задать разл. аксиоматич.
системы, и геометрия пространства определяется с помощью шести компонент метрического
тензора, заданных как ф-ции координат. Риман ввёл понятие кривизны пространства,
к-рое может иметь положит., нулевое и отрицат. значения. В общем случае кривизна
пространства не обязательно должна быть постоянной, а может меняться от точки
к точке. На таком пути были обобщены не только аксиома о параллельных, но и
др. аксиомы евклидовой геометрии, что привело к развитию неархимедовых, непаскалевых
и др. геометрий, в к-рых пересмотру были подвергнуты многие фундам. свойства
пространства, напр. его непрерывность, и т. д. Обобщению было подвергнуто также
представление о размерности пространства: была развита теория N-мерных
многообразий и стало возможным говорить даже о бесконечномерных пространствах.
Подобная разработка мощного матем. инструментария,
существенно обогатившего представления о пространстве, сыграла важную роль в
развитии физики 19 в. (многомерные фазовые пространства, экстремальные принципы
и т. д.), для к-рой были характерны значит. достижения и в концептуальной сфере:
в рамках термодинамики получило явное выражение [У. Томсон (W. Thomson), Р.
Клаузиус (R. Clausius) и др.] представление о необратимости времени - закон
возрастания энтропии (второе начало термодинамики), а с электродинамикой
Фарадея - Максвелла в физику вошли представления о новой реальности - поле,
о существовании привилегиров. системы отсчёта, к-рая неразрывно связана с материализов.
аналогом абс. пространства Ньютона, с неподвижным эфиром и т. д. Однако неизмеримо
более плодотворными оказались матем. новации 19 в. в революц. преобразованиях
физики 20 в.
Революция в физике 20 в. ознаменовалась разработкой
таких неклассич. теорий (и соответствующих физ. исследовательских программ),
как частная (специальная) и общая теории относительности (см. Относительности
теория. Тяготение), квантовая механика, квантовая теория поля, релятивистская
космология и др., для к-рых характерно существенное развитие представлений о
П. и в.
Теория относительности Эйнштейна была создана
как электродинамика движущихся тел, в основу к-рой были положены новый принцип
относительности (относительность обобщалась с механич. явлений на явления эл--магн.
и оптические) и принцип постоянства и предельности скорости света с в
пустоте, не зависящей от состояния движения излучающего тела. Эйнштейн показал,
что операциональные приёмы, с помощью к-рых устанавливается физ. содержание
евклидова пространства в классич. механике, оказались неприменимыми к процессам,
протекающим со скоростями, соизмеримыми со скоростью света. Поэтому он начал
построение электродинамики движущихся тел с определения одновременности, используя
световые сигналы для синхронизации часов. В теории относительности понятие одновременности
лишено абс. значения и становится необходимым развить соответствующую теорию
преобразования координат (х, у, z)и времени (t) при переходе
от покоящейся системы отсчёта к системе,
равномерно и прямолинейно движущейся относительно первой со скоростью u. В процессе развития этой теории Эйнштейн пришёл к формулировке Лоренца
преобразований:
Была выяснена необоснованность двух фундам. положений
о П. и в. в классич. механике: промежуток времени между двумя событиями и расстояние
между двумя точками твёрдого тела не зависят от состояния движения системы отсчёта.
Поскольку скорость света одинакова во всех системах отсчёта, то от этих положений
приходится отказаться и сформировать новые представления о П. и в. Если преобразования
Галилея классич. механики основывались на допущении существования операциональных
сигналов, распространяющихся с бесконечной скоростью, то в теории относительности
операциональные световые сигналы обладают конечной макс. скоростью с и этому
соответствует новый сложения скоростей закон ,в к-ром в явной форме запечатлена
специфика предельно быстрого сигнала. Соответственно сокращение длины и замедление
времени носят не динамич. характер [как это представляли X. Лоренц (Н. Lorentz)
и Дж. Фицджеральд (G. Fitzgerald) при объяснении отрицат. результата Майкелъсона опыта] и не являются следствием специфики субъективного наблюдения, а выступают
элементами новой релятивистской концепции П. и в.
Абс. пространство, единое время для разл. систем
отсчёта, абс. скорость и т. д. потерпели фиаско (даже от эфира отказались),
были выдвинуты их относит. аналоги, что, собственно, и определило назв. теории
Эйнштейна - "теория относительности". Но новизна пространственно-временных
представлений этой теории не исчерпывалась выявлением относительности длины
и временного промежутка,- не менее важным было выяснение равноправности пространства
и времени (они равноправно входят в преобразования Лоренца), а в дальнейшем
- и инвариантности пространственно-временного интервала .Г. Минковский
(Н. Minkowski) вскрыл органич. взаимосвязь П. и в., к-рые оказались компонентами
единого четырёхмерного континуума (см. Минковского пространство-время ).Критерий
объединения относит. свойств П. и в. в абс. четырёхмерное многообразие характеризуется
инвариантностью четырёхмерного интервала (ds): ds2 = c2dt2 - dx2 - dy2 - dz2.
Соответственно Минковский вновь переносит акцент с относительности на абсолютность
("постулат абс. мира"). В свете этого положения становится ясным
несостоятельность часто встречающегося утверждения, что при переходе от классич.
физики к частной теории относительности произошла смена субстанциальной (абсолютной)
концепции П. и в. на реляционную. В действительности имел место иной процесс:
на теоретич. уровне произошла смена абс. пространства и абс. времени Ньютона
на столь же абсолютное четырёхмерное пространственно-временное многообразие
Минковского (это субстанциальная концепция), а на эмпирич. уровне на смену относит.
пространству и относит. времени механики Ньютона пришли реляционное П. и в.
Эйнштейна (реляционная модификация атрибутивной концепции), основанные на совершенно
иной эл--магн. операциональности.
Частная теория относительности была лишь первым
шагом, ибо новый принцип относительности был приложим лишь к инерциальным системам
отсчёта. След. шагом была попытка Эйнштейна распространить этот принцип на системы
равноускоренные и вообще на весь круг неинерциальных систем отсчёта - так родилась
общая теория относительности. По Ньютону, неинерци-альные системы отсчёта движутся
ускоренно относительно абс. пространства. Ряд критиков концепции абс.
пространства [напр., Э. Max (E. Mach)] предложили
рассматривать такое ускоренное движение по отношению к горизонту удалённых звёзд.
Тем самым наблюдаемые массы звёзд становились источником инерции. Эйнштейн дал
иное толкование этому представлению, исходя из принципа эквивалентности, согласно
к-рому неинерциальные системы локально неотличимы от поля тяготения. Тогда если
инерция обусловлена массами Вселенной, а поле сил инерции эквивалентно гравитац.
полю, проявляющемуся в геометрии пространства-времени, то, следовательно, массы
определяют и саму геометрию. В этом положении чётко обозначился существенный
сдвиг в трактовке проблемы ускоренного движения: принцип Маха об относительности
инерции трансформирован Эйнштейном в принцип относительности геометрии пространства-времени.
Принцип эквивалентности носит локальный характер, но он помог Эйнштейну сформулировать
осн. физ. принципы, на к-рых базируется новая теория: гипотезы о геометрич.
природе гравитации, о взаимосвязи геометрии пространства-времени и материи.
Кроме этого, Эйнштейн выдвинул ряд матем. гипотез, без к-рых невозможно было
бы вывести гравитац. ур-ния: пространство-время четырёхмерно, его структура
определяется симметричным метрич. тензором, ур-ния должны быть инвариантными
относительно группы преобразований координат. В новой теории пространство-время
Минковского обобщается в метрику искривлённого пространства-времени Римана:
где -
квадрат
расстояния между точками
и- дифференциалы
координат этих точек, а-
нек-рые ф-ции координат, составляющие фундам, метрич. тензор, и определяют геометрию
пространства-времени. Принципиальная новизна подхода Эйнштейна к пространству-времени
заключается в том, что ф-ции
являются не только компонентами фундам. метрич. тензора, ответственного за геометрию
пространства-времени, но одновременно и потенциалами гравитац. поля в осн. ур-нии
общей теории относительности: =
-(8pG/с2),
где - тензор
кривизны, R - скалярная кривизна,-
метрич. тензор,
- тензор энергии-импульса, G - гравитационная
постоянная. В этом ур-нии выявлена связь материи с геометрией пространства-времени.
Общая теория относительности получила блестящее
эмпирич. подтверждение и послужила основой последующего развития физики и космологии
на базе дальнейшего обобщения представлений о П. и в., выяснения их сложной
структуры. Во-первых, сама операция геометризации тяготения породила целое направление
в физике, связанное с геометризованными едиными теориями поля. Осн. идея: если
искривление пространства-времени описывает гравитацию, то введение более обобщённого
риманова пространства с повышенной размерностью, с кручением, с многосвязностью
и т. д. даст возможность для описания иных полей (т. н. градиент-но-инвариантная
теория Вейля, пятимерная Калуцы - Клейна теория и др.). В 20-30-е
гг. обобщения пространства Римана затрагивали в основном метрич. свойства пространства-времени,
однако в дальнейшем речь пошла уже о пересмотре топологии [геометродинамика
Дж. Уилера (J. Wheeler)], а в 70-80-е гг. физики пришли к выводу, что калибровочные
поля глубоко связаны с геометрич. концепцией связности на расслоённых
пространствах (см. Расслоение - )на этом пути достигнуты впечатляющие
успехи, напр. в единой теории эл--магн. и слабого взаимодействий - теории электрослабых
взаимодействий Вайнберга - Глэшоу - Салама (S. Weinberg, Sh. L.Glashaw,
A. Salam), к-рая построена в русле обобщения квантовой теории поля.
Общая теория относительности является основой
совр. релятивистской космологии. Непосредственное применение общей теории относительности
ко Вселенной даёт неимоверно сложную картину
космич. пространства-времени: материя во Вселенной сосредоточена в основном
в звёздах и их скоплениях, к-рые распределены неравномерно и соответствующим
образом искривляют пространство-время, оказывающееся неоднородным и неизотропным.
Это исключает возможность практич. и матем. рассмотрения Вселенной как целого.
Однако ситуация меняется по мере продвижения к крупномасштабной структуре пространства-времени
Вселенной: распределение скоплений галактик оказывается в среднем изотропным,
реликтовое излучение характеризуется однородностью и т. д. Всё это оправдывает
введение космологич. постулата об однородности и изотропности Вселенной и, следовательно,
понятия мирового П. и в. Но это не абс. П. и в. Ньютона, к-рые, хотя тоже были
однородными и изотропными, но в силу евклидова характера имели нулевую кривизну.
В применении к неевклидову пространству условия однородности и изотропности
влекут постоянство кривизны, и здесь возможны три модификации такого пространства:
с нулевой, отрицат. и положит. кривизной. Соответственно в космологии был поставлен
очень важный вопрос: конечна или бесконечна Вселенная?
Эйнштейн столкнулся с этой проблемой при попытке
построить первую космологич. модель и пришёл к выводу, что общая теория относительности
несовместима с допущением бесконечности Вселенной. Он разработал конечную и
статичную модель Вселенной - сферич. Вселенная Эйнштейна. Речь идёт не о привычной
и наглядной сфере, к-рую можно часто наблюдать в обыденной жизни. Напр., мыльные
пузыри или мячи сферичны, но они являются образами двумерных сфер в трёхмерном
пространстве. А Вселенная Эйнштейна представляет собой трёхмерную сферу - замкнутое
в себе неевклидово трёхмерное пространство. Оно является конечным, хотя и безграничным.
Такая модель существенно обогащает наши представления о пространстве. В евклидовом
пространстве бесконечность и неограниченность были единым нерасчленённым понятием.
На самом деле это разные вещи: бесконечность является метрич. свойством, а неограниченность
- топологическим. У Вселенной Эйнштейна нет границ, и она является всеобъемлющей.
Более того, сферич. Вселенная Эйнштейна конечна в пространстве, но бесконечна
во времени. Но, как выяснилось, стационарность вступала в противоречие с общей
теорией относительности. Стационарность пытались спасти разл. методами, что
повлекло развитие ряда оригинальных моделей Вселенной, однако решение было найдено
на пути перехода к нестационарным моделям, к-рые впервые были развиты А. А.
Фридманом. Метрич. свойства пространства оказались изменяющимися во времени.
В космологию вошла диалектич. идея развития. Выяснилось, что Вселенная расширяется
[Э. Хаббл (Е. Hubble)]. Это вскрыло совершенно новые и необычные свойства мирового
пространства. Если в классич. пространственно-временных представлениях разбегание
галактик интерпретируется как их движение в абс. ньютоновом пространстве, то
в релятивистской космологии это явление оказывается результатом нестационарности
метрики пространства: не галактики разлетаются в неизменном пространстве, а
расширяется само пространство. Если экстраполировать это расширение "вспять"
во времени, то получается, что наша Вселенная была "стянута в точку"
прибл. 15 млрд. лет назад. Совр. наука не знает, что происходило в этой нулевой
точке t = О, когда материя была спрессована в критич. состояние с бесконечной
плотностью и бесконечной была кривизна пространства. Бессмысленно задавать вопрос,
что было до этой нулевой точки. Такой вопрос осмыслен D применении к ньютонову
абс. времени, а в релятивистской космологии работает иная модель времени, в
к-рой в момент t =0 возникает не только стремительно расширяющаяся (или
раздувающаяся) Вселенная (Большой взрыв), но и само время. Совр. физика всё
ближе подходит в своём анализе к "нулевому
моменту", реконструируются реалии, имевшие место через секунду и даже
доли секунды после Большого взрыва. Но это уже область глубокого микромира,
где не работает классич. (неквантовая) релятивистская космология, где вступают
в силу квантовые явления, с к-рыми связан другой путь развития фундам. физики
20 в. со своими специфич. представлениями о П. и в.
В основе этого пути развития физики лежало открытие
М. Планком (М. Planck) дискретности процесса испускания света: в физике появился
новый "атом" - атом действия, или квант действия, эрг·с,
к-рый стал новой мировой константой. Мн. физики
[напр., А. Эддингтон (A. Eddington)] с момента появления кванта подчёркивали
загадочность его природы: он неделим, но не имеет границ в пространстве, он
как бы заполняет собой всё пространство, и не ясно, какое место следует отнести
ему в пространственно-временной схеме мироздания. Место кванта было чётко выяснено
в квантовой механике, вскрывшей закономерности атомного мира. В микромире становится
бессодержательным понятие пространственно-временной траектории частицы (обладающей
как корпускулярными, так и волновыми свойствами), если под траекторией понимается
классич. образ линейного континуума (см. Причинность ).Поэтому в первые
годы развития квантовой механики её создатели делали осн. упор на вскрытие того
факта, что она не даёт описания движения атомных частиц в пространстве и времени
и ведёт к полному отказу от привычного пространственно-временного описания.
Выявилась необходимость пересмотра пространственно-временных представлений и
лапласов-ского детерминизма классич. физики, ибо квантовая механика является
принципиально статистич. теорией и ур-ние Шрёдингера описывает амплитуду вероятности
нахождения частицы в данной пространственной области (расширяется и само понятие
пространственных координат в квантовой механике, где они изображаются операторами). В квантовой механике было вскрыто наличие принципиального ограничения точности
при измерениях на малых расстояниях параметров микрообъектов, обладающих энергией
порядка той, к-рая вносится в процессе измерения. Это обусловливает необходимость
наличия двух дополняющих друг друга эксперим. установок, к-рые в рамках теории
формируют два дополнительных описания поведения микрообъектов: пространственно-временное
и импульс-но-энергетическое. Любое повышение точности определения пространственно-временной
локализации квантового объекта сопряжено с повышением неточности в определении
его импульсно-энергетич. характеристик. Неточности измеряемых физ. параметров
образуют неопределённостей соотношения:
. Важно, что указанная дополнительность содержится и в самом матем. формализме
квантовой механики, определяя дискретность фазового пространства.
Квантовая механика была положена в основу бурно
развивающейся физики элементарных частиц, в к-рой представления о П. и в. столкнулись
с ещё большими трудностями. Оказалось, что микромир является сложной многоуровневой
системой, на каждом уровне к-рой господствуют специфич. виды взаимодействий
и характерные специфич. свойства пространственно-временных отношений. Область
доступных в эксперименте микроскопич. интервалов условно можно поделить на четыре
уровня: уровень молекулярно-атомных явлений (10-6 см < Dx
< 10-11 см); уровень релятивистских квантовоэлектродинамич.
процессов; уровень элементарных частиц; уровень ультрамалых масштабов (Dx
8 10-16 см и Dt 8 10-26
с - эти масштабы доступны в опытах с космич. лучами). Теоретически можно ввести
и значительно более глубокие уровни (лежащие далеко за пределами возможностей
не только сегодняшних, но и завтрашних экспериментов),
с к-рыми связаны такие концептуальные новации, как флуктуация метрики, изменения
топологии, "пенообразная структура" пространства-времени на расстояниях
порядка планковской длины (Dx10-33
см). Однако достаточно решительный пересмотр представлений о П. и в. потребовался
на уровнях, вполне доступных совр. эксперименту при развитии физики элементарных
частиц. Уже квантовая электродинамика столкнулась со многими трудностями именно
потому, что была связана с заимствованными из классич. физики понятиями, основанными
на концепции пространственно-временной непрерывности: точечность заряда, локальность
поля и т. д. Это повлекло за собой существенные осложнения, связанные е бесконечными
значениями таких важных величин, как масса, собств. энергия электрона и т. д.
(ультрафиолетовые расходимости ).Эти трудности пытались преодолеть введением
в теорию представления о дискретном, квантованном пространстве-времени. Первые
разработки 30-х гг. (В. А. Ам-барцумян, Д. Д. Иваненко) оказались неконструктивными,
ибо не удовлетворяли требованию релятивистской инвариантности, а трудности квантовой
электродинамики были решены с помощью процедуры перенормировки: малость
константы эл--магн. взаимодействий (а = 1/137) позволила использовать ранее
разработанную теорию возмущений. Но в построении квантовой теории др. полей
(слабого и сильного взаимодействий) эта процедура оказалась не работающей, и
выход стали искать на пути ревизии концепции локальности поля, его линейности
и т. д., что опять наметило возврат к идее существования "атома"
пространства-времени. Это направление получило новый импульс в 1947, когда X.
Снайдер (Н. Snyder) показал возможность существования релятивистски инвариантного
пространства-времени, в к-ром содержится естеств. единица длины l0.
Теория квантованного П. и в. получила развитие в работах В. Л. Авербаха, Б.
В. Медведева, Ю. А. Гольфанда, В. Г. Кадышевского, Р. М. Мир-Касимова и др.,
к-рые стали приходить к выводу, что в природе существует фундаментальная
длина l0 ~ 10-17 см. Дж. Чу (G. Chew), Э. Циммерман
(Е. Zim-mermann) и др. экстраполировали представление о дискретности пространства-времени
в гипотезу о макро-сконич. природе П. и в. Речь стала идти не о специфике дискретной
структуры П. и в. в физике элементарных частиц, а о наличии некой границы в
микромире, за к-рой вообще нет ни пространства, ни времени. Весь этот комплекс
идей продолжает привлекать внимание исследователей, но существенный прогресс
был достигнут Ч. Янгом (Ch. Yang) и Р. Миллсом (R. Mills) путём неабелева обобщения
квантовой теории поля (Янга - Миллса поля), в рамках к-рого удалось
не только реализовать процедуру перенормировки, но и приступить к реализации
программы Эйнштейна - к построению единой теории поля. Создана единая теория
электрослабых взаимодействий, к-рая в пределах расширенной симметрии U(1)
x SU(2) x SU(3)c объединяется с квантовой
хромодинамикой (теорией сильных взаимодействий). В этом подходе произошёл
синтез ряда оригинальных идей и представлений, напр. гипотезы кварков, цветовой
симметрии кварков SU(3)c, симметрии слабых и эл--магн. взаимодействий
SU(2) x U(1), локально калибровочного и неабелевого характера
этих симметрии, существования спонтанно нарушенной симметрии и перенормируемости.
Причём требование локальности калибровочных преобразований устанавливает ранее
отсутствующую связь между динамич. сим-метриями и пространством-временем. В
настоящее время разрабатывается теория, объединяющая все фундам. физ. взаимодействия,
включая гравитационные. Однако выяснилось, что в этом случае речь идёт о пространствах
10, 26 и даже 605 размерностей. Исследователи надеются, что чрезмерный избыток
размерностей в процессе компактификации удастся "замкнуть" в области
планковских масштабов и в теорию макромира войдёт
лишь привычное четырёхмерное пространство-время.
Что же касается вопросов о структуре пространства-времени глубокого микромира
или о первых мгновениях Большого взрыва, то ответы на них будут найдены лишь
в физике 3-го тысячелетия.
Лит.: Фок В. А., Теория пространства,
времени и тяготения, 2 изд., М., 1961; Пространство и время в современной физике,
К., 1968; Грюнбауи А., Философские проблемы пространства и времени, пер. с англ.,
М., 1969; Чуди-нов Э. М., Пространство и время в современной физике, М., 1969;
Блохинцев Д. И., Пространство и время в микромире, 2 изд., М., 1982; Мостепаненко
А. М., Пространство-время и физическое познание, М., 1975; Хокинг С., Эллис
Д ж.. Крупномасштабная структура пространства-времени, пер. с англ., М., 1977;
Девис П., Пространство и время в современной картине Вселенной, пер. с англ.,
М., 1979; Барашенков B.C., Проблемы субатомного пространства и времени, М.,
1979; Ахундов М. Д., Пространство и время в физическом познании, М., 1982; Владимиров
Ю. С., Мицкевич Н. В., Xорски А., Пространство, время, гравитация,
М., 1984; Рейхенбах Г., Философия пространства и времени, пер. с англ., М.,
1985; Владимиров Ю. С., Пространство-время: явные и скрытые размерности, М.,
1989.
М. Д. Ахундов.