Взгляд в 2020 год. Астрономия
Будущие открытия в астрономии.
Корреспонденты журнала Nature опросили ученых из разных областей науки.
Ключевые вопросы на ближайшее десятилетие включают определение природы темной материи, которая наполняет Вселенную - это будет основным разочарованием, если парадигма темной материи не будет подтверждена прямым детектированием слабо взаимодействующих частиц, так как пройдет уже 40 лет с момента ее создания. Далее...

Вселенная, темная материя

электронный захват

ЭЛЕКТРОННЫЙ ЗАХВАТ -тип бета-распада ядер, состоящий в захвате ядром электрона с одной из внутр. оболочек атома .При этом один протон ядра превращается в нейтрон, т.е. атом (Z, A) (Z - ат. номер; А - массовое число) превращается в атом (Z-1, А). Это превращение происходит по схеме

Здесь е--электрон, захватываемый ядром атома (Z, А) с К, L и др. оболочек; ve - электронное нейтрино.

Процесс Э. з. сопровождается испусканием характерис-тич. рентг. излучения атома (Z-1, А), образующегося при заполнении вакансий в его оболочке, а также очень слабого эл--магн. излучения с непрерывным спектром, верх. граница к-рого определяется разностью масс начального и конечного атомов (за вычетом энергии кванта характеристич. излучения). Это излучение наз. внутр. тормозным излучением. Если в результате Э. з. ядро (Z-1, А)оказывается в возбуждённом состоянии, то процесс сопровождается также испусканием g-излучения. Если разность масс атомов (Z, А)и (Z-1, А)превосходит удвоенную массу покоя электрона, то с Э. з. начинает конкурировать бета-распад с испусканием позитрона (b+ ).

Нек-рые нуклиды, претерпевающие Э. з. с переходом в основное состояние дочернего ядра, используются как источники монохроматич. рентг. излучения, напр. распа-ды: 55Fe5118-5.jpg55Mn (5118-6.jpg =5,9 кэВ), 109Cd5118-7.jpg109Ag (5118-8.jpg= 22 кэВ). Такие источники применяются во многих исследованиях в биомедицине, материаловедении, дефектоскопии и др.

Лит. см. при CT, Бета-распад ядер. А. А. Сорокин.